Эмблема

Причины неуверенности в себе

Автор: http://www.openweb.ru/romek/faq3.htm

Относительно причин возникновения неуверенности в себе существует несколько взаимодополняющих объяснений. Самое простое объяснениеследует из теории "обучения на моделях" Альберта Бандуры. В соответствии с этой теорией, новые репертуар навыков агрессивного, уверенного или неуверенного поведения возникает как результат подражания - копирования ребенком тех стереотипов поведения, которые он имеет возможность наблюдать вокруг себя. Родители, родственники, друзья служат "моделями" для копирования. В результате уверенная, агрессивная или неуверенная в себе личность возникает как некий "слепок" образцов поведения, доминирующих в среде, окружающей ребенка.

Другим, не менее популярным объяснением неуверенности можно считать теорию "выученной беспомощности" Мартина Селигмана. Он предположил, что на формирование личности ребенка влияют не только "модели", служащие для копирования, но и реакция родителей, и шире - всей окружающей социальной среды - на то или иное поведение ребенка. Эта обратная связь позволяет (или не позволяет) ребенку соотнести разные стереотипы социального поведения с разными реакциями социальной среды. Характер связи между образцами поведения ребенка и реакцией окружения (поведением родителей) определяет позитивное, здоровое, или нарушенное развитие ребенка. Во втором случае может возникнуть так называемая "выученная беспомощность".

Селигман определяет беспомощность как состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от нас не зависят и мы ничего не можем сделать, чтобы их предотвратить или видоизменить. Чувство беспомощности возникает тогда, когда внешние события пртекают совершенно независимо от наших произвольных действий (объективные условия беспомощности), или же если нам кажется, что они протекают независимо от нас (субъективные условия). В результате сопряжения во времени активных произвольных действий и неконтролируемых последствий возникает печальный результат - теряется мотивация к любым действиям, предполагающим изменения во внешней среде.

Итак, выученная беспомощность возникает тогда, когда ребенок либо вообще не получает никакого отклика на свои действия (ситуация, например, детского дома, где внимание воспитателей распределено на большое количество детей); либо получает однообразную негативную ("все равно накажут" или однообразную позитивную ("маменькин сынок" обратную связь.

Далее, еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий. Низкая само-эффективность возникает в результате массированных негативных оценок со стороны близких людей и учителей, которые в последствие видоизменяются в негативные самооценки собственных намерений и возможностей. Эти негативные самооценки блокируют, с одной стороны, социальную инициативу, а с другой стороны - вызывают негативные (неприятные) эмоции.

Из приведенных объяснений причин неуверенности, никак не следует, что уверенность в себе заложена, так сказать, от рождения. Ребенок появляется на свет с некоторыми задатками и способностями, возможно, с некоторыми физическими или психическими недостатками. Эти задатки, способности и недостатки облегчают или усложняют задачу социализации, но не определяют прямо и непосредственно формирования уровня уверенности в себе. На начальном этапе социализации в формировании уверенности играют свою роль множество факторов, но в первую очередь - разнообразие возможностей приобретения (копирования, обучения) новым социальным навыкам и разнообразие адекватной и непосредственной реакции на эти навыки социального окружения.

В противном случае имеет место "негативный" вариант - формирование неуверенности. Социальная среда, в которой рождается будущий неуверенный в себе человек крайне бедна впечатлениями и однообразна. Репертуар навыков, которые доступны наблюдению и копированию, очень ограничен. Социальная среда, реакции родителей или воспитателей также однообразны и преимущественно негативны. Достижения и успехи в овладении этой средой не очевидны, отрицаются или подвергаются критике. Негативная обратная связь (или полное отсутствие обратной связи) постоянно вызывает переживание неуспеха. Негативные самооценки и ожидания неуспеха становятся привычными способами внутреннего диалога и приводят к отказу от собственной инициативы в овладении новыми сторонами реальности, пассивности и несмелости в осуществлении своих намерений. В результате неуверенный человек меньшего достигает в жизни, сама жизнь, любая форма активности у него сопряжена с массой негативных переживаний, эти переживания в свою очередь сказываются на здоровье самого человека и его близких. В более широком контексте обществу или организации, в которой живут и работают неуверенные в себе люди, недостает инициативы его членов. В таком обществе или организации доминируют застойные явления, слишком много энергии тратится на бесполезные обсуждения и сомнения. Разумная кооперация людей для осуществления общих намерений не возникает, каждый живет в рамках собственного (достаточно болезненного) мира.

далее >>>

 

Главная Главная
 
Отношение к комплексам
Люди и комплексы
Низкая самооценка - причина многих бед
Зависимость от оценок окружающих
Как наше слово отзовется...
Неприступность
Стыд за собственного ребенка
Зависмость от оценки
Отменяем негативные программы из детства
Застенчивость. Что такое хорошо
Застенчивость - психологический недуг или черта характера?
Мужчина с проблемой
Психологические особенности уверенной в себе личности
Причины неуверенности в себе
Обуздание зависти
Семейные драгоценности
Научитесь себя ценить
Полюбите свое тело, и оно ответит вам взаимностью
Что думает ребенок о себе самом?
Избавьтесь от всех комплексов неполноценности
Психокомплексы: тонкие струны души
Наиболее общие эмоциональные, физические и психологические характеристики низкой самооценки
Мужское "достоинство" не бывает маленьким
Невроз чистоты
Девственник в 30 лет - романтик или неврастеник?
Девственник юный, девственник старый
Как полюбить себя, хорошего
Как полюбить себя? Я у себя одна, другой не будет
Как полюбить себя. Не надо быть куколкой на нитях
Чем выше мужчина в Германии, тем он дороже. ...а в женщинах ценится нечто другое
Жестокий комплекс
Низкорослый мужчина и длинноногая любовница
Скромность украшает?
Маменькин сынок: диагноз на всю жизнь?
Как преодолеть застенчивость?
Полюбите свою фамилию
Наследие детства
Шрамы воспитания
Будь плохим. Хорошим тебе все равно не стать
Верность и измена
Приглашение на избиение
"Сильный всегда прав. Не будь жертвой"
Не сомневайтесь - действуйте! Параплан или телевизор?
Бомбочка в кармане
Не бойтесь конфликтов. Пусть они вас боятся
К черту правила!
Скромность - это диагноз. Как от нее лечиться
Рейтинг@Mail.ru
<>