Автор: http://www.a-agency.ru/text03.html
Психологи пришли к выводу, что самооценка влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что он не достоин любви, никогда не научится любить.
Низкая самооценка - причина многих бед и главная из них - в том, что человек, невысоко себя ставящий, едва ли будет когда-нибудь счастлив. С другой стороны, в традициях нашего воспитания уже с самого детства внушать ребенку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми необходимо бороться. Низкая самооценка отмечает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом, она сродни самоуничижению. Ну, а раз я сам целиком плох, нет нужды бороться с отдельными недостатками. Эта позиция очень вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих. Ибо тот, кто не ценит собственную личность, не посчитается и с чужой.
Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь ближним,- это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, кажущиеся безобидными, но способные при частом повторении раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если они сказаны спокойным тоном. А есть другие слова, способные залечивать обиды, заглаживать промахи, улучшать настроение. К числу выражений, снижающих самооценку другого, и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:
Я тысячу раз тебе говорил, что….
О чем ты только думаешь…
Неужели тебе трудно запомнить, что….
Неужели тебе не понятно, что…
Сколько раз надо повторять…
Неужели ты не видишь, что…
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты…
Ты стал таким (невнимательным, грубым, скучным…)
Ну что за друзья у тебя…
Ну на кого ты похож(а)…
Что ты ко мне пристал(а)…
Ты такой же (такая же), как твои родители, тоже…